Для любого металлотрейдера, пожалуй, самое страшное, что может случиться – приход некондиционной и неликвидной продукции на склад. Торговая наценка с каждым годом падает, рентабельность металлотрейдинга в настоящее время не превышает 3-7%, а потери на некондиционном металлопрокате в лучшем случае составляют 15%. Достаточно часто металлотрейдерам не остается иного пути, как сдать некондиционный металлопрокат в металлолом, и в таком случае убытки достигают 70-80%.
Как образуется некондиционный металлопрокат? Обычно есть несколько путей.
Во-первых, некондиционный металлопрокат может быть отправлен заводом-изготовителем. Увы, несмотря на широко разрекламированные системы менеджмента качества, такое, по прежнему иногда случается. Тому есть несколько причин, в том числе и влияние пресловутого человеческого фактора.
Во-вторых, металлопрокат может быть поврежден при транспортировке автотранспортом или железнодорожным транспортом. Нарушение схем погрузки металлопроката приводит к его механическим деформациям, и как следствие – потере товарного вида и стоимости.
В-третьих, металлопрокат может стать некондиционным уже непосредственно на складе металлотрейдера – в связи с нарушением условий хранения. Операции по погрузке, разгрузке, разбиву пачек могут значительно деформировать многие виды металлопродукции, особенно мелкий фасонный и сортовой прокат, а также профнастил и тонкие листы.
В-четвертых, в связи с тотальными неплатежами и бартерной системой зачетов, многие металлоторговые компании получили долги неликвидной или некондиционной продукцией, руководствуясь принципом «с паршивой овцы – хоть шерсти клок». Данный металлопрокат как правило зачитывается по достаточно высокой цене, и руководители компаний вынуждены его уценять для скорейшей реализации. Кроме того, можно упомянуть и отказные позиции, когда металлотрейдеры размещают и получают к себе на склады специфичные виды продукции, от которой по тем или иным причинам отказываются покупатели.
В любом случае, образование некондиции на складе любого металлотрейдера – неприятный факт. Ведь в большинстве случаев это остается проблемой торговой компании – вступать в конфликты с металлургическими комбинатами они не рискуют, предпочитая искать компромисс. И задача металлотрейдера – минимизировать убытки от продаж некондиционного металлопроката, постаравшись реализовать его как можно дороже.
В докризисное время у многих крупных трейдеров сложилась общая ситуация – продажам неликвидов и некондиции никто не уделял значения, поскольку рынок рос и прощал многие ошибки и бездействие. Но вот настал кризис, металлотрейдеры остановили закупки и стали продавать то, что осталось на складах. Качественный металлопрокат распродавался, а неликвиды и некондиционный металлопрокат стал все более очевиден на пустеющих площадках.
Что же делать с некондиционным металлопрокатом? В первую очередь, необходимо выбрать установку – неликвидный некондиционный металлопрокат необходимо продать максимально быстро, зафиксировав убытки. И с этим необходимо смириться – ржавеющий на складе металлопрокат краше от долгого хранения не становится.
Во-вторых, необходимо провести классификацию некондиционного металлопроката, выявив его дефекты. Это могут быть как дефекты внешнего вида – покореженный, ржавый, так и дефекты механических свойств и химического состава, выявленные в процессе приемки продукции на складе.
В-третьих, некондиционный металлопрокат необходимо отсортировать – в зависимости от степени его искореженности и других дефектов, выяснив, можно ли использовать отдельные части для продажи в качестве немеры или заготовок, если речь идет о листовом и трубном прокате.
Как продавать некондиционный металлопрокат? И, главное – кому? Этими вопросами задаются топ-менеджеры многих металлоторговых компаний. Ведь по сути, продажа некондиции и неликвидов менеджерам по продажам неинтересна. Например, мало кто хочет продавать ржавое непрезентабельное железо, с потенциально высокой вероятностью испортить отношения с клиентами. Более того, в металлоторговых компаниях руководство озабочено в первую очередь подсчетом убытков с каждой проданной тонны, при этом не понимая, что продать данную продукцию, к тому же дорого – очень и очень трудно. Нет даже временных систем премирования, предусматривающих мотивацию менеджеров за продажу некондиционного металлопроката.
Здесь можно рекомендовать руководителям следующие решения:
1. Необходимо признать, что некондиция есть некондиция, неликвиды есть неликвиды. Речь идет о фиксировании и в собственном учете, и в предложениях клиентам уведомления о всех дефектах некондиционного металлопроката. А значит – признать и показать убытки.
2. При продаже некондиционного металлопроката должна действовать выгодная для менеджеров система мотивации. Необходимо еще раз акцентировать – менеджерам продавать некондиционный металлопрокат не хочется. И при плохой мотивации всегда будет действовать отговорка – «железо настолько ржавое, что покупатель отказался».
3. Искать альтернативные решения. Собственный парк простого металлообрабатывающего оборудования – гильотины, ленточнопильные станки – позволяет в какой то степени решить задачу по переработке некондиционного металлопроката. Как вариант, можно организовать участок по производству сварных металлоконструкций, который, при правильном подходе, позволит не только минимизировать убытки, но и получить определенную прибыль. Необходимо отметить, что сейчас рынок металлотрейдинга предлагает интересные решения по антикоррозийной обработке (очистке от ржавчины, покраске), которые дают металлопрокату фактически вторую жизнь.
4. По возможности предусмотреть ситуации, в результате которых может возникнуть некондиционная продукция, и защитить себя как юридически, так и организационно. Организовать жесткую систему входного контроля с вызовом представителей поставщика, и максимальной уценкой некондиционного металлопроката. А также соблюдать все правила погрузки и выгрузки металлопроката, учитывая, что более 30% некондиции образовывается в результате неправильной работы сотрудников склада – мастеров и стропальщиков.
К сожалению, некондиционный металлопрокат – явление для металлоторговли обычное, и пожалуй, неистребимое. Однако руководителям металлоторговых компаний вполне по силам минимизировать убытки, получаемые от образования некондиционного проката и неликвидов, а в некоторых случаях – при грамотном менеджменте – и получить некоторую прибыль. Ближайшего выхода из кризиса не предвидится, следовательно – необходимо бороться за каждый рубль. Остается только в очередной раз пожелать удачи в этом нелегком труде – торговле металлом.