В федеральном издании, посвященном металлургии, металлоторговле, металлообработке и сервисным металлоцентрам, был опубликован большой аналитический обзор коммерческого директора ООО «ИнБиТек» Игоря Чернова «Заводы металлоконструкций — мечта или головная боль металлотрейдера?»
С полной версией читатели могут ознакомиться на сайте ИД Металлоснабжение и сбыт, по следующей ссылке
Мы предлагаем Вашему вниманию сокращенную версию статьи.
Металлоторговый рынок волатилен, скор и жесток. А еще – низкомаржинален. Высокие обороты, низкая прибыльность. Трейдеры постоянно находятся в поиске способов повышения рентабельности, ведь рынок в его сложившемся виде с трудом позволяет поддерживать текущую деятельность, а ведь необходимо и развиваться. С кризиса 2008 года понятие «сезон» постепенно исчезает из лексикона, оставаясь лишь какой то призрачной надеждой. Крупные инфраструктурные проекты тоже практически закончены. Достроена и запущена новая домна НЛМК «Россиянка», в ближайшее время состоится запуск завода НЛМК-Сорт в Калуге. Проведен саммит АТЭС. Практически достроены все объекты для Олимпиады 2014 в Сочи. Куда дальше продавать металлопрокат?
Следующие 2-3 года – время инфраструктурных дорожных проектов. И именно это обстоятельство вселяет грусть почти во всех производителей металлоконструкций по всей России. И именно сейчас самое время разобраться, что это за бизнес, кто им занимается, насколько он выгоден, и что его ждет в ближайшее время.
В металлоторговой отрасли до сих пор нет четкого понимания, что можно называть заводом металлоконструкций. Так, большинство металлотрейдеров считают заводом металлоконструкций некий актив, обладающий набором очень важных признаков – собственное производственное здание, обученный персонал, набор оборудования для изготовления металлоконструкций.
В конечном итоге, оформились следующие направления развития производства металлоконструкций:
-
Тяжелые строительные металлоконструкции – заводы (производственные площадки) должны располагать большим набором оборудования, и осуществлять производство сварной балки (излюбленное направление многих металлотрейдеров), ферм, прогонов, колонн, а также промышленных зданий в целом;
-
Легкие металлические конструкции – заводы, производящие сварные конструкции из листового проката (сварные балки, в т.ч. переменного сечения), а также из профильных труб различного размера;
-
Легкие стальные тонкостенные конструкции – их производством в основном занимаются сервисные металлоцентры, прокатывающие из оцинкованного рулонного металла различные профили, из которых потом собираются здания и сооружения, в основном малоэтажные.
На рынках металлоконструкций наметилось несколько очень важных тенденций, которые в перспективе могут очень серьезно поменять расстановку сил и приоритетов:
-
Рынок крупной сварной балки (от 40 до 100 и выше) начал стагнировать, в связи с тем, что ЕвразХолдинг запустил производство крупных катанных балок, и установил на них демпинговую цену, сделав инвестиции в производство сварной балки бессмысленными;
-
Активное развитие независимых заводов, являющихся дочерними компаниями крупных международных металлопроизводственных компаний, и работающими по принципу поставок полнокомплектных зданий промышленного, сельскохозяйственного и социального назначения – такие как Астрон, Батлер, Фризомат и некоторые другие;
-
Активное применение в металлоконструкциях крупной профильной трубы привело к тому, что оборудование по переработке балки становится невостребованным, производственная схема многих заводов металлоконструкций принципиально меняется, а многие крупные металлотрейдеры либо уже запустили производство профильной трубы, либо всерьез изучают возможность инвестиций в это направление (достаточно вспомнить «Компанию Металлинвест» с заводом НТТЗ, «ДиПОС», «Тройку Сталь», «БрокИнвест Сервис»);
-
Опережающими темпами развивается рынок ЛСТК, особенно в области малоэтажного жилищного и коммерческого строительства. Учитывая значительное более комфортные условия инвестиций в оборудование, а также целый ряд готовых проектных решений (например, предлагаемых компанией «Аркада Инжиниринг»), это направление способствует вымещению традиционных способов строительства – из рядового сортамента металлопроката, и ряда строительных материалов;
-
Вывод на рынок заводов металлоконструкций, построенных «для себя». Некоторые крупные трейдеры изначально создавали заводы металлоконструкций для собственных нужд – собственного складского строительства, либо реализации каких-либо совместных проектов с некоторыми своими клиентами. Так, по данному принципу пошли компании «Протэк» и «БМК-Калининград», первоначально загружавшие собственные заводы заказами под организацию своего складского и производственного пространства;
-
Строительство собственных и приобретение существующих заводов металлоконструкций металлургическими комбинатами. Например, ЗАО «Северсталь Стальные Решения», являющееся 100% дочерней компанией ОАО «Северсталь», не так давно приобрело ООО «Орловский завод металлоконструкций». В ближайших планаъ модернизация и реконструкция приобретенных производственных мощностей с целью повышения качества, расширения ассортимента и увеличения объемов выпускаемой продукции для строительного сектора. Согласно официального пресс-релиза компании, «приобретение, направленное на повышение глубины переработки стальной продукции в России, производится в рамках реализации стратегии Северстали по дальнейшему увеличению производства продуктов с высокой добавленной стоимостью».
Все эти тенденции могут серьезно изменить структуру потребления металлопроката, систему расположения и загрузки производственных мощностей заводов металлоконструкций в различных регионах страны, и привести к тому, что на рынке начнутся процессы консолидации крупных игроков, с одновременным вымыванием с рынка и банкротством средних и мелких «традиционных» заводов металлоконструкций, не имеющих ресурсов для инвестиций в собственное развитие.
Любой завод металлоконструкций – очень затратоемкое предприятие. Накупленное в лизинг оборудование, кредиты на приобретение в собственность цехов, заводских территорий, серьезное количество персонала – все это формирует очень серьезную затратную часть. И поэтому изначально заводы металлоконструкций интегрировали в свои холдинговые структуры преимущественно крупные федеральные трейдеры, имеющие доступ к «длинным деньгам» в виде облигационных займов, а также синдицированных кредитов на очень серьезные суммы – до нескольких миллиардов рублей. Большинство из них становились обладателями ЗМК в силу ряда причин:
-
Владельцы крупного металлоторгового бизнеса с грустью констатируют, что рентабельность неуклонно снижается, и идут на территорию своих клиентов. Ожидание более высокой рентабельности при меньших оборотах, рисках и затратах;
-
Извечный конфликт производственника и коммерсанта, иногда существующий в голове у одного человека. Стремление быть сопричастным процессу создания чего-то – очень серьезный моральный стимул, и именно поэтому почти все крупные металлотрейдеры не остались торговыми компаниями в «чистом виде», а начали производственные проекты;
-
Безнадежные долги, а также кризисные явления, регулярно сотрясающие рынок металлопроката, часто ведут к тому, что единственным способом спасти свои деньги в виде дебиторской задолженности на ЗМК становится его приобретение, и дальнейшее развитие;
-
Крупные производственные объекты, заводы металлоконструкций, обладающие серьезной материальной базой (земля, производственные здания, грузоподъемные механизмы и пр.) становятся удобными и эффективными инструментами залогов в общение с банками, позволяя получить под такое обеспечение кредиты на большие суммы и под значительно меньший процент, чем необеспеченные кредиты.
Несмотря на то, что в России рынок металлоторговли достаточно пестр, есть очень много интересных региональных игроков, в целом он консолидирован, и количество существующих, в том числе и экономически успешных проектов заводов металлоконструкций, входящих в структуры металлотрейдеров, исчисляется лишь в нескольких десятках.
Интересным обстоятельством является тот факт, что несмотря на огромные размеры территории нашей страны, почти повсеместно (за исключением, пожалуй, Дальнего Востока), сложилась примерно одинаковая стоимость металлоконструкций, и «передела» – изготовления металлоконструкций из давальческих материалов. Так, в среднем, стоимость металлоконструкций для промышленных и сельскохозяйственных сооружений, изготовленных из традиционного сортамента (балка, уголок, швеллер, профильная труба), составляет примерно 53-55 тыс.руб/тн с НДС, на территории завода. Конструкции поставляются как правило огрунтованными, расчет идет по весу, с учетом утяжеления на сварной шов (до 3%). При этом стоимость передела – работы без учета материалов, колеблется от 14 до 19 тысяч рублей за тонну готовой конструкции.
Средняя численность небольшого регионального завода металлоконструкций составляет 100-150 человек, производительность от 200 до 500 (в идеальном варианте) тонн металлоконструкций среднемесячно. Надо отметить также, что в случае заводов, производящих сварную балку автоматизированным потоковым способом производительность может быть в разы больше – до 1500-2000 тн сварной балки, из-за простоты технологического процесса, скорости сварки и большого веса готового изделия (одна балка длиной 12 м весит несколько тонн!)
Сервисные металлоцентры, активно продвигающие технологию ЛСТК, например, «Арсенал-СТ», имеют несколько другие производственные показатели. Стоимость готовых конструкций выше почти в два раза и может достигать 90-100 тысяч руб/Тн с НДС, однако металлоемкость объектов значительно – иногда до 10 раз (!) ниже, чем при использовании традиционных крупнотоннажных металлоконструкций. Важным обстоятельством, определяющим перспективность такого направления развития для металлотрейдеров, является наличие и постоянно растущее количество проектных решений. Так, например, компанией «Аркада Инжиниринг» совместно с «Арсенал-СТ» была запущена программа производства полнокомплектных детских садов из ЛСТК. Примером заинтересовались некоторые региональные металлотрейдеры России, а также крупные иностранные игроки рынка металлоконструкций – например, компания Фризомат (Frisomat).
Оборудование, действующее методом давления на тонколистовой металл, позволяет в тоннажном выражении выдавать объемы не меньшие, чем у обычного завода металлоконструкций – по крайней мере 200-300 тн комплектов ЛСТК в месяц сервисный металлоцентр уж точно выдавать может легко. Что касается заводов металлоконструкций, выпускающих полнокомплектные здания из гнутых швеллеров и металлоэлементов, полученных путем сварки из заготовок листового проката, то здесь средняя производительность 400-500 тн среднемесячно, что соответствует 7-10 полнокомплектным зданиям промышленного назначения (склады, цеха, ангары, и пр.).
Для того, чтобы производственные активы не тяготили металлотрейдеров, а развивались, формируя понятный рынок металлоконструкций, необходимо провести целый перечень мероприятий:
-
Постоянный обмен информацией. Так, например, некоторые металлоторговые компании («БМК-Калининград», «ПРОТЭК», «ПРОМКО» и др.) в своих пресс-релизах сообщают о закупаемом оборудовании, его технических характеристиках, и дальнейших производственных планах. А компания «Аркада Инжиниринг» выступила инициатором создания ассоциации МАЛСС – «Международной ассоциации легкого стального строительства», объединяющей более 30 производителей конструкций из ЛСТК. Для крупных металлотрейдеров же основной площадкой для обмена информацией является РСПМ;
-
Оборудование производственных мощностей. Важнейшим условием успешного развития заводов металлоконструкций является развитая инфраструктура металлообрабатывающего оборудования. Вне зависимости от направления и оснащенности, металлообрабатывающее оборудование стоит очень дорого, его обслуживание – целая наука, и требует специального сервисного обслуживания. Поэтому при выборе оборудования необходимо работать с компаниями, не только производящими оборудование, но и проводящими комплексное сервисное гарантийное и постгарантийное обслуживание. Немаловажно и наличие лизинговых программ. К сожалению, в России не так много поставщиков оборудования, которые могут полностью, комплексно, под ключ работать по оснащению заводов металлоконструкций. Для традиционных ЗМК хорошо зарекомендовал себя многоотраслевой холдинг КАМИ, и его дочерняя компания «КАМИ-Металл»; по оборудованию ЛМК в основном используется импортное оборудование, в связи с тем, что ЗМК принадлежат иностранным игрокам; на рынке ЛСТК оптимальным вариантом являются комплексные решения «Аркады Инжиниринг», особенно в части скорости сервисного обслуживания;
-
Персонал (кадры). Требуются усилия по обучению высококвалифицированного персонала, разработка методик, технологий, а также специализированные кадровые интернет-ресурсы, например, на базе РСПМ и профессионального ресурса «Металлоснабжение и сбыт», а также других отраслевых ресурсов;
-
Брендирование металлоконструкций. Одним из условий формирования прозрачного, понятного рынка металлоконструкций является уровень ответственности его участников. К сожалению, в обычных металлоконструкциях еще редко используется брендирование – ведь именное «клеймо» должно предполагать полный цикл, включая наличие специальной лаборатории по проверке металлопроката на входе, и металлоконструкций на выходе производственного процесса. В настоящее время примером такого производства могут служить заводы металлоконструкций, принадлежащих «БМК-Калининград» и «Металлсервис» (Новосибирский ЗМК). В ЛМК роль флагмана принадлежит предприятию «Астрон Билдингс» в Ярославле, а в ЛСТК примерами корректной работы с контрагентами могут считаться «Арсенал СТ» в Смоленской области, холдинг «ИНСИ» (Челябинск), ГК Маяк (Самара) и «Казанские Стальные Профили» (которые, впрочем, лишь производят, не занимаясь монтажом конструкций).
Производство металлоконструкций – интересный, сложный бизнес. И для того, чтобы мечта металлотрейдера, реализовавшись, не превратилась в его постоянную головную боль, необходимо учитывать все нюансы.